Славянские духи
С самых давних времен люди понимали, что рядом с ними существует не всеми видимый, но вполне реальный мир духов. И с этими «соседями» приходится считаться, взаимодействовать и общаться.
Славянские племена не стали исключением. Более того, они очень тесно и обрядово контактировали с природными и стихийными духами, мёртвыми и нечистью.
Если попытаться обобщить этих духов и в общих чертах идентифицировать, то выглядеть это будет примерно так.
Лесные духи. Самый главный – это, конечно, всем известный леший. Даже шагу в лес раньше не делали, не попросив при этом разрешения у этого хранителя. И до сих пор на пне ему оставляют блины или ломти хлеба с солью, пироги с курицей, пряники.
Леший может вывести заблудившегося путника из леса, а может наоборот навести морок, запутать и завести в глубокую чащу. Он следит за жизнью зверей, птиц, растений и очень злится, когда кто-то их обижает, поэтому в лесу надо вести себя тихо, уважительно, не вредить и мусорить, а стараться максимально не потревожить его обитателей во время своего визита.
Зимой Леший спит в большом дупле трухлявого дерева, весной же, когда начинает таять снег, просыпается и начинает наводить порядок в своих владениях. В середине октября лешие снова уходят в спячку, устроив перед этим большой переполох с ураганным ветром, а частенько ещё и проливным дождем со снегом.
Лесные мавки тоже зиму проводят в спячке, выбираясь из своих убежищ, когда расцветают подснежники. Они не имеют спины, поэтому старательно расчесывают длинные густые тёмно-зелёные волосы, чтобы никто не заметил их изъяна. По народным поверьям это души мёртворожденных или убитых младенцев, девушек и детей, погибших в лесу или умерших во время Русальной недели. Они не любят людей и часто пугают их, насылают мороки, но если относиться к ним с уважением и приносить дары, они не только не обидят, но могут даже помочь
Водные духи. Властитель рек и озёр – водяной. Обычно люди его побаиваются и стараются задобрить дарами, бросая в воду чёрный хлеб с солью, куриные потроха и крылья, петушиное мясо, монеты, просят не утянуть на дно и не навредить.
Живет водяной обычно в глубоких омутах или под большими корягами. Когда река замерзает, он, как и леший, впадает в зимнюю спячку, а в начале апреля, во время ледохода, просыпается, расчесывает длинную зелёную бороду и тщательно осматривает свои владения.
Особые отношения у водяных с рыбаками и мельниками. Раньше рыбаки первую пойманную рыбу бросали обратно в реку – в дар водяному, а перед рыбалкой сыпали в воду щепотку табака с просьбой о хорошем улове. Мельники, когда строили мельницу, зарывали под бревно чёрного петуха, каждый день сыпали в воду хлебные крошки, а по праздникам лили в реку водку, задабривая её хранителя.
Кроме водяного обитают в реках и озерах его любимицы навки (в более поздней традиции их стали называть русалками). Живут эти водные девицы в воде, но в тёплые и тихие лунные ночи любят выходить на берег и качаться на ветвях берез и ив или водить хороводы на полях и лугах. Опасными навки бывают, чаще всего, в Русальную неделю (неделя перед Летним Солнцестоянием). В эти дни и ночи обычным людям лучше не купаться, а на реку, в леса, луга и поля ходить с веточкой полыни, которую навки не любят.
Полевые духи. Хранитель полей и лугов полевой скрывает свое чёрное тело под белыми одеждами, вместо волос на голове у него висят травы, глаза у него разного цвета. Полевой может запутать путника, сбить с дороги, напугать. Особенно не любит он пьяных и нерадивых работников на полях. Вдали от дороги, в овраге или рве оставляют ему в дар яйца, хлеб и старого петуха без головы.
Полудницы – высокие и статные девы – тоже показываются в белых одеждах. Являются они чаще всего в полдень, поэтому их так и называют. На работающих в это время они насылают сон, давят на шею, насылают мороки и видения.
К духам земли раньше обращались, как к единому духу в женской ипостаси – Мать-Сыра Земля. Просили о защите и покровительстве в дороге (горсть земли с родных мест зашивали в мешочек и вешали на шею, как оберег), помощи в выращивании и сборе урожая, силе и выздоровлении. В народных былинах ослабевший в бою богатырь прикладывался к Матери-Земле и обретал тройную силу. В дар ей несли хлеб, испеченный из муки нового урожая и свежесваренное ячменное пиво.
К духам земли относили и кладовика и его помощников кладенцов – Лаюна, который мог оборачиваться в собаку, и Щекотуна, который мог принять обличие сороки. Эти духи охраняли спрятанные и зарытые в земле клады.
Воздушные духи – ветра. Старший Северный Зимний ветер – Посвист. Свирепый, с длинными волосами и бородой несёт он на своих крыльях холод и стужу, бури и морозы. В дар ему дают пепел от костей животных или петуха, муку и зерно развевают по ветру, куски хлеба разбрасывают вокруг себя.
Провей – Западный Осенний ветер, в дары ему дают ленты, зерно, крупы.
Погода – Южный Летний ветер, несущий летом жару, а в остальное время оттепели и мягкую погоду. Ему подносят блины и сладкую кашу, весной его просят о тепле и приходе лета.
Подага – Восточный Весенний ветер, его еще называют Вестником Рассвета. Зазывают его в начале весны или засушливым летом и просят у него дождя. В дар рассеивают муку или крупу, повязывают на крыши и деревья разноцветные ленты.
В горах живут Гарцуки, которые имеют облик огромных птиц. Взмахами крыльев они вызывают сильные ветра, которые несут бури и непогоду.
Духи огня. Царь Огонь управляет огненными Духами. Он ездит по своим владениям на ярко-рыжем скакуне с восьмью ногами. В одной руке у него пламенное копье, а в другой – огненный щит, на голове корона с алым рубином. В дар огненному царю дают кашу, пироги, молоко, красное вино.
Жар-Птица птица живёт в прекрасном саду, засаженном яблонями, плоды которых даруют вечную молодость. Днём она сидит в золотой клетке и поет песни, и пока она их поет, из её клюва скатываются жемчужины. Ночью вылетает эта прекрасная птица в сад и озаряет его светом своих перьев.
Зимой выходят на землю духи Зимы. Трескуны, во главе с Морозом, ходят по полям, лесам, городам и селам, замораживают реки и озера, насылают трескучую стужу.
Домашние духи. В людских жилищах живут как оберегающие, так и вредящие духи. В доме живет домовой, во дворе –дворовой, который охраняет двор и животных. Для него вешается на дом большая пушистая ветка, к которой приносят дары — хлеб с солью.
В овине живет овинник, которого задабривают пирогами и курятиной, в бане – банник, ему после мытья оставляют веник, мочалку и немного теплой воды, по особым дням подносят чёрного петуха.
Однако обитают в домах не только покровительствующие духи, но и вредящие, как их раньше называли – злыдни. Одной из самых известных является кикимора, которая живет в сырых местах или за печкой (плитой). Маленькая, тощенькая, но очень быстрая и пакостливая. Избавляются от неё, перемыв в доме всю посуду настоем из корня горького папоротника или подвешивая на нити «куриного бога» — камень с отверстием.
Кроме этого, на человека могут напасть: Лихорадки, Горе, Лихо, Беда, Напасть, Нужда, Кручина, Нужда.
Ночные криксы не дают спать детям, а баюнок, наоборот, насылает добрые и сладкие сны.
Tatyana Bleiza