
В цикле статей «Путь к скандинавским богам» я хочу поделиться своим, не претендующим на абсолютную истину, взглядом на скандинавских богов, в надежде, что кому-то эта информация будет полезна и интересна.
Как и положено по законам жанра, начну с попытки в целом разобраться: скандинавские боги – кто они? Непонятные и нелогичные в поступках герои древних легенд и сказаний? Или ещё более непонятные и нелогичные персонажи «Вселенной Марвелл»?
Обратимся к истории. Основные источники, из которых получены знания о скандинавских богах – эдды. По условно-достоверным данным в 1643 году исландец Бриньольфур Свейнссон нашёл «Старшую Эдду», авторство которой приписывают Сэмунду Мудрому, который жил в конце 11 – начале 12 века.
Автор «Младшей Эдды», Снорри Стурлусон, написал её в начале 13 века и «дожила» она до нас не в оригинале, а более поздних, ссылающихся на неё, рукописях.
Но даже если «Эдды» Сэмунда Мудрого и Снорри Стурлусона дошли до нас в авторском исполнении, они всё равно являются реконструкциями древнескандинавских сказаний, ведь эпоха викингов закончилась в 11 веке, а началась столетиями ранее.
Есть ещё «Деяния данов» Саксона Грамматика, но он тоже жил позднее, в 12 веке.
Какой из этого напрашивается вывод? До современных людей истории про скандинавских богов дошли в очень «усечённом», переработанном авторами варианте. Так что уверенно и безапелляционно заявлять о «всеотцовстве» кого-то из богов и их сложных «внутриасгардовских» отношениях будет не совсем правильно.
А если подходить к этой теме с позиции не историка, а язычника, то и бессмысленно. Банальная и, по сути, абсурдная фраза: «Боги – они совсем не люди», будет в данном контексте очень кстати. Для того, чтобы обращаться к Одину, Тору, Фрейру, Локи, да и любому другому скандинавскому богу или богине, не обязательно знать его родословную, жён, мужей и детей. Для них этих понятий в человеческой интерпретации просто не существует.
И проблема не только в этом. Мир меняется. Меняются люди. Меняются с течением времени и боги. Кто-то уходит в небытиё, кто-то теряет силу, а кто-то, наоборот, её возрождает. В любом случае, какими бы не видели своих богов викинги, нам их такими не увидеть никогда. Мы не можем задабривать их, принося кровавые людские жертвы. С трудом, скорее на подсознательном уровне, улавливаем символический ряд сказаний, искажённо-дошедших до наших дней.
Боги стали другими, и наша задача не пытаться воспроизвести то, что осталось в далёком прошлом и не подлежит возрождению, а понять суть служения каждому богу и скандинавскому пантеону в целом.
Главное – понимать энергии, являющиеся сутью бога. Событийный ряд, который ему подвластен. Расстановку сил в пантеоне и его взаимоотношения с другими религиозными конфессиями.
Сейчас, когда боги, которым поклонялись скандинавы эпохи викингов, снова обретают силу и увеличивают число своих адептов, надо переосмыслить их, почувствовать, познать – какими они стали, и как им нужно служить в условиях современных реалий.
Продолжение следует…
Tatyana Bleiza