Ирландская мифология: жемчужина повествований о предках кельтов.

Ирландская мифология: жемчужина повествований о предках кельтов.

Продолжая тему о кельтской мифологии, отдельное внимание хотелось бы уделить ирландской и валлийской мифологии. Поскольку письменное наследие о кельтах и кельтской мифологии довольно скудно и происхождение этих источников весьма сомнительно, ирландская мифология, равно как и валийская, базируется  на массе литературных произведений, дошедших до наших дней, и именно из них мы можем узнать о верованиях народов, населявших этот регион.
Итак, по порядку – в данной статье я расскажу об ирландской мифологии.

Ирландия по праву считается одной из самых «кельтских» стран, и пантеон ирландских богов достаточно обширен. Говоря о кельтском эпосе, имеются в виду, как правило, ирландские саги, повести – скеллы. Происхождение ирландских скелл до конца не выяснено. Спорно даже то, что сначала они существовали в устной форме, а потом, с приходом в Ирландию христианства были записаны (а не придуманы) монахами. В любом случае, запись кельтских скелл, складывающихся в эпос, стала, пожалуй, самым большим культурным достижением средневековой Ирландии. Наиболее древняя из таких сохранившихся рукописей — «Книга Бурой Коровы» (кон. XI — нач. XII вв.).
 
Ирландский эпос традиционно делится на 4 основных цикла: Мифологический, Уладский, Цикл Финна и Королевский (Исторический).
 
Мифологический Цикл описывает языческую мифологию дохристианской Ирландии, повествуя нам о традиции вторжений различных племен в Ирландию начиная с древних времен до библейского потопа, который, по разным оценкам, произошел между 2370-2242 гг. до нашей эры, к слову, кельтские племена начали расселяться по Европе в 1500-1000 гг. до нашей эры, и еще многие столетия у них не было письменности!
Об этих мифах мы узнаем из таких произведений, как «Книга захватов Ирландии», «Анналы четырех мастеров» и «История Ирландии» Джеффри Китинга. Самые ранние хроники были созданы в средневековье и считаются псевдоисторическими. Следуя этим преданиям, в допотопную эпоху Ирландия то и дело подвергалась нападениям и захватам различных племен. В общей сложности описываются пять основных эпох завоеваний, в течение которых новоприбывшие племена сражались друг с другом и с фоморами – мифическими злобными существами, представлявшими демонические, темные силы хаоса, являвшимися обитателями потустороннего мира Ирландии, вплоть до прибытия первых гэльских племен (кельтов) в 1500 годах до нашей эры.  Фоморы — единственные среди всех народов Мифологического Цикла, не имеющие происхождения — они просто были. Однако Киттинг написал о предании, согласно которому фоморы прибыли в Ирландию двумя столетиями раньше и жили рыболовством и ловлей птиц — возможно, это память о мезолитических охотниках и собирателях, уступившим путь скотоводам неолита.
 
Каждый из завоевателей Ирландии привносил на эту землю что-то новое, так выходец Скифии — Партолон, привез в Ирландию первый скот, далее последовало вторжение еще одного скифа Немеда, затем нагрянули захватчики Фир Болг – они основали в Ирландии королевство и систему правосудия, а сместили их легендарные племена Богини Дану – Туата дэ Даннан, принесшие в Ирландию колесницы и друидизм. Согласно преданиям, Туата дэ Даннан – это выродившиеся боги, имеющие многие соответствия в мире кельтов. Важно отметить, что в средние века Туата Де Дананн не рассматривались столько как боги, а как изменяющие форму магическое население более ранних времен. За племенами Богини Дану последовали новые завоеватели – Сыновья Миля, потомки Миля Испанского, со временем вытеснив Туата дэ Даннан под землю в так называемые сиды (холмы), где они стали фэйри – эльфами, феями, гоблинами. Потомки Сыновей Миля считаются предками первых кельтских племен.
К слову, в современном кельтском, в частности ирландском язычестве особое место занимают именно боги племени Богини Дану. Самые важные и почитаемые из них это: Дану или Ану (Богиня-Мать), Дагда (Добрый Бог), Луг (Бог Солнца и Света), Бригитт (Богиня Мудрости, Семьи, дочь Дагды), Нуаду (Первый Король Туатов), Огма (Солнечноликий, брат Дагды), Диан-Кехт (Бог-Врачеватель), Мананнан (Бог Морей), Гоибниу (Бог-Кузнец), Морриган (Богиня Войны и Смерти), Айне (Богиня Любви, Красоты и Изобилия), Керидвен (Богиня Судьбы), и в том числе Белинус (Солнечный Бог). Как видно, пантеон ирландских богов довольно обширен, ведь кроме вышеупомянутых, есть еще множество богов и богинь, которые занимают свое важное место в ирландском пантеоне. 
 
Уладский Цикл. 
О нем можно узнать из произведений средневековой ирландской литературы, героями которых являются король Конхобар, сын Несс, Кухулин, Коналл Кернах, Лэаре Буадах и другие герои, связанные с ирландской провинцией Ольстер (в Средневековье Улад). Крупнейшей по объёму сагой Уладского Цикла является «Похищение быка из Куальнге». Такие божества, как Луг, Морриган, Аэнгус и Мидир, время от времени появляются по ходу сюжета. В отличие от большинства раннеирландских саг, в которых древняя Ирландия представляется достаточно централизованной страной под правлением Верховного Короля, предания Уладского цикла показывают страну со слабой центральной властью, разделённую на отдельные королевства, часто воюющие друг с другом. Традиционно считается, что события цикла разворачиваются примерно во времена зарождения христианства, на стыке эр. 
 
Цикл Финна.
Фенийский Цикл — истории о Финне Мак Кумале и его соратниках, входивших в «Фиану Эйринн» — небольшую дружину воинов, которая жила в лесах и занималась торговлей, разбоем и охотой, но могла быть призвана королём в случае войны. Это один из четырёх главных циклов ирландской мифологии. Эти предания, как принято считать, были рассказаны сыном Финна, бардом Ойсином, хотя цикл окончательно оформился только к XII в. (а возник, скорее всего, не ранее IX в. или III—IV вв.). Центральный миф цикла — «Преследование Диармайда и Грайне».
 
Королевский (исторический) Цикл.
Скеллы последнего, королевского, цикла повествуют не столько о королях, сколько о королевстве как идее, о династиях разных областей Ирландии, смене королевских домов и их судьбах. К этому циклу относятся истории о таких королях как Конайре Великий, Конн Ста Битв, Кормак мак Арт, Ниалл Девять Заложников или Домналл мак Аэда. Почему еще этот цикл называют историческим? Да потому, что обязанностью средневековых бардов было описывать историю, генеалогию и жизнь королей, поэтому, дословно этот цикл и был назван королевским или же историческим.

Автор: Esmeralda. 

08:18
0
Tatyana Bleiza Tatyana Bleiza 1 год назад #
Как и в Скандинавии и во всём языческом мире — информации крохи и те записаны представителями христианской конфессии, столетия спустя. Но приходится довольствоваться этим.
спасибо за инфу)) лаконично и интересно.
0
Esmeralda Esmeralda 1 год назад #
Спасибо, Татьяна:)
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.