Особенности скандинавской мифологии

Особенности скандинавской мифологии

Сейчас, когда боги, которым поклонялись скандинавы эпохи викингов, снова обретают силу и увеличивают число своих адептов, надо переосмыслить их, почувствовать, познать – какими они стали, и как им нужно служить в условиях современных реалий.

Итак, приступим… Одной из особенностей скандинавских богов является их «неоднородность». Среди них есть великаны, ванны и асы.

У историков нет единого мнения о причине такого разделения. Одно из наиболее логичных и закономерных – это постепенное формирование скандинавского пантеона богов.

Коренное население скандинавского полуострова поклонялось и обращалась к богам и духам, которых потом стали называть йотунами и великанами. Самые известные из них связаны с древней оборотнической магией – Ангрбода, смертью – Хель, морской (Эгир и Ран) и пресной (Герд) водой. Это стихийные энергии, покровительствующие людям с самых давних времён.

Во времена великого переселения народов к богам-великанам присоединяются боги-ваны. Ньёрд – бог прибрежных морей, Фрейр – бог урожая и солнечного тепла, Фрейя – богиня красоты, владеющая магией сейдр. Все они – в той или иной степени боги плодородия.

Но в прошлые, как и нынешние, времена не прожить и без покровительства богов-воинов. И на скандинавский полуостров приходят асы. Тюр, Один, Тор – они занимают место в верховном пантеоне, взяв в заложники значимых ванов –Ньёрда, Фрейра и Фрейю, которым этот статус не помешал занять почётное место на собрании богов. У всех троих есть свои прекрасные чертоги в Асгарде, и все очень почитаемы служителями скандинавских богов. Что вполне логично, потому что на одной войне, без земледелия, скотоводства, охоты и рыбной ловли, прожить было невозможно.  

К непростому взаимодействию между богами добавляется достаточно сложное взаимодействие мира людей с миром мёртвых. После жизни души умерших не отправляются в одно место, как, например, в греческой мифологии, а в зависимости от того, как была прожита человеческая жизнь.

Самые лучшие и умелые воины, те, кто посвятил себя войне и сражениям, попадают в Вальхаллу – чертог, созданный Одином. Остальная часть тех, кто избрал своим жизненным путём сражения и добился успехов, отправляется к Фрейе. Погибшие в море во время шторма достаются великанше Ран. Умершие своей смертью и не заслужившие воинскую славу уходят к Хель.

Ещё одна отличительная черта скандинавской мифологии – многослойность мира, который состоит из девяти отдельных миров, обвивающих Мировое Древо Иггдрасиль спиралью. Асгард, Льоссальвхейм, Ванахейм, Йотунхейм, Мидгард, Муспелльхейм, Свартальвхейм/Нидавеллир, Нифльхейм и Хельхейм (Хель) вращаются вокруг Иггдрасиля и соприкасаются друг с другом, в основном через воду, краями.

Продолжение следует…

Tatyana Bleiza

11:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.